Открывая в людях новое,

открываем в них лучшее!

Главная / СМИ о нас / Чему учат в "Школе позитивных привычек" и что изучают на уроках доброты?

Чему учат в «Школе позитивных привычек» и что изучают на уроках доброты?

27 июня 2019
Благотворительный фонд «Образ жизни» в 2013 году запустил социально-просветительскую программу «Школа позитивных привычек». Программа работает уже в 170 городах различных регионов России, а год назад у школы появилась онлайн-платформа. Как проходят уроки доброты, как работает программа, РИА Новости рассказала Елена Береговая – директор благотворительного фонда «Образ жизни», кандидат педагогических наук, член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка.
– Что такое уроки доброты в разных форматах?
– В современной школе ребенок сталкивается с необходимостью осваивать огромный поток информации, зачастую она не связана с его каждодневными заботами и проблемами. Стремясь как можно больше вложить в наших детей знаний, мы зачастую забываем о каких-то более важных вещах. В школьной программе, на мой взгляд, недостает одного значительного элемента – предмета, посвященного самой жизни, урока, который бы учил детей не просто жить, а созидать, то есть создавать что-то своей душой, своими руками, своим теплом. Думаю, что это предмет соединяет в себе разные грани – философию, религию, психологию и даже различные коммуникативные технологии.
Если мы говорим о проекте, который уже несколько лет реализует наш фонд, то это, скорее, школа – в ней дети учатся развивать позитивные привычки. Почему это важнее? Потому что мы считаем, что в ребенке надо воспитать ответственность, доброта должна быть осознанной, мудрой, нужно помогать с умом. Слепая доброта может и навредить, вырастить иждивенца и потребителя, например. Осознанный выбор социально значимого поступка – вот, в частности, чему мы стараемся научить детей.
Из-за всероссийской акции, проводимой к Международному дню инвалидов, есть представление, что уроки доброты – это только о людях с ограниченными возможностями здоровья. Но на самом деле это обобщенное название занятий для школьников на различные социально значимые темы. Задача таких уроков более сложная, чем тронуть и вызвать жалость. Важно развить у детей стремление чувствовать себя наполненным в момент помощи, сочувствия, важно научить помогать правильно, а не подавать милостыню мошенникам и успокаивать себя тем, что ты сделал таким образом доброе дело. Социальная ответственность касается не только людей, а в целом всего, что нас окружает. Особенно природы, которая нуждается в постоянной защите.
– Как их можно ввести в школьное образование?
– Надо ли делать так, чтобы уроки доброты были в каждой школе? Сложный вопрос. Мы знаем, что когда что-то навязывают, скажем, как уроки религии сейчас в начальной школе, то это почти всегда формализуется, не дает задуманного эффекта, становится и для педагогов, и для учеников тяжкой нудной обязанностью. Благотворительность и добрые дела – тонкие материи. В идеале педагог, который ведет эти занятия, это человек, который имеет волонтерский опыт, то есть глубоко понимает, что такое благотворительность, при этом у него есть педагогическое образование, он знает, как правильно взаимодействовать с детьми, у него высокая профессиональная и коммуникативная культура. Понимаю, что это утопия. Таких педагогов очень мало.
Учитывая все условия и наши цели, в «Школе позитивных привычек» мы разработали рекомендации для педагогов, сценарии занятий, подобрали материалы, которые в совокупности помогают так провести занятие, чтобы у детей появился интерес к вопросам благотворительности, а затем уже надо развивать у них стремление к рефлексии, работе над собой, совершенствованию личных качеств. Наши рекомендации активно востребованы – прежде всего в регионах. Это объясняется многими причинами, конечно, и тем, что в Москве много благотворительных организаций, которые занимаются просвещением, в регионах их намного меньше.
На наш взгляд, можно использовать ресурс внеклассного образования, а также проводить классные часы, посвященные теории и практике добрых дел. Кроме того, мы организуем интегративные лагеря, в которых также проводим занятия о благотворительности. Мне кажется, что вводить такие уроки как постоянный предмет нецелесообразно, так как у детей и так большая нагрузка. Ни одной свободной минуты у них нет.
– Как ввести воспитание социальной ответственности в школьную программу?
– Нельзя «ввести воспитание». Вся образовательная среда, весь процесс обучения должен быть воспитывающим – и социальную ответственность в том числе. Иначе происходит рассогласование. В школе нельзя, а на улице можно. Очень страшно, когда маленькие дети ведут себя как прожженные циники. Глубокий, продуманный, затрагивающий самые потаенные уголки души разговор о любви к Родине, о помощи, о милосердии можно и нужно вести и на уроках литературы, биологии, обществознания, истории, вплоть до ОБЖ и физкультуры. Да, потому что ответственное отношение к своему здоровью – это тоже великая ценность и настоящая позитивная привычка. Эти темы могут быть вплетены в самые разные предметы, потому что это и есть жизненная практика, которой так не хватает школьным урокам.